Речевое развитие 5-6 лет
В процессе логопедических занятий предусмотрена последовательность работы по формированию правильного произношения:
- подготовка артикуляционного аппарата;
- первичная постановка звука;
- закрепление его в речи: в слогах, в словах, в предложениях, в стихах, в скороговорках.
Для каждого конкретного звука требуется специальный комплекс артикуляционной гимнастики, которую подбирает учитель - логопед. Ежедневно занимаясь артикуляционной гимнастикой, мы добиваемся правильной артикуляции и правильного произношения нового звука сначала изолированно. Ребёнок должен многократно, иногда в течение многих дней, повторять изолированный звук, чтобы правильная артикуляция стала для него привычной. Для ребёнка это не должно стать утомительной и скучной повинностью, поэтому возникает необходимость подбора разных игровых упражнений, чередуя их и меняя от занятия к занятию.
При закреплении звуков в речи рекомендуется использовать следующие словесные, дидактические игры:
- «Повтори вместе с мамой»
- «Говори - не торопись и смотри - не ошибись»,
- «Догадайся сам и загадай своим друзьям», «Подумай» и пр.
В этой трудоёмкой работе очень важна последовательность - от простого к сложному. Занимаясь с ребёнком, принимайте на себя не только роль «учителя», но и «ученика». Меняясь ролями, вы обязательно увидите в глазах ребёнка благодарность за предложенную ему роль «учителя».
Как работать с текстами стихов, сказок, рассказов, песен
Закрепление звуков речи осуществляется в процессе разучивания стихотворений, загадок, скороговорок. Данный речевой материал должен быть насыщен теми звуками, работа над которыми проводилась ранее.
Правила при разучивании стихотворений:
- они должны соответствовать возрасту ребёнка;
- в начале стихотворение читается медленно;
- предложите ребёнку подумать, чём говорится в стихотворении;
- предложите назвать, какие слова в стихотворении звучат с
поставленным звуком;
- продумайте вопросы к ребёнку по тексту стихотворения;
- пусть он проговорит стихотворение медленно вслух,
постарается запомнить (дайте установку на запоминание);
- пусть ребёнок проговорит стихотворение шепотом несколько раз, постепенно убыстряя темп;
- в процессе разучивания стихотворений следите за
правильной артикуляцией и вовремя поправляйте ребёнка.
Помните, что есть стихотворения, построенные по принципу противопоставления, где сравнивается звучание разных звуков. Работа с ними научит ребёнка дифференцировать звуки, которые он ранее путал (например, свистящие и шипящие). Постепенно можно разнообразить и усложнить тематику стихотворений.
Как правильно разучивать скороговорку вместе с ребёнком
Очень полезно для закрепления нового звука разучивание скороговорок.
Существует несколько правил, которые помогут вам правильно разучить скороговорку вместе с ребёнком.
Правила при разучивании скороговорок:
-прочитайте скороговорку медленно;
- предложите ребёнку подумать, о чём говорится в скороговорке;
- предложите подумать, какие слова похожи друг на друга по звучанию;
- пусть ребёнок говорит скороговорку медленно вслух, постарается запомнить;
- теперь пусть он проговорит её шепотом несколько раз: сначала медленно, а потом быстрее и быстрее;
- пусть произнесёт скороговорку несколько раз вслух в быстром темпе;
- теперь посоревнуйтесь, кто без ошибок быстрее произнесёт скороговорку.