Звуковой анализ
Под звуковым анализом слова понимается определение порядка следования звуков в слове, установление различительной роли звука, основных качественных характеристик звука. Проведение звукового анализа слова осуществляется следующим образом:
• взрослый предлагает детям рассмотреть картинку-схему, которую демонстрирует детям на доске; просит назвать слово, которое будут анализировать;
• дети «измеряют» слово, делают предположение, сколько звуков в нем;
• взрослый произносит слово с интонационным выделением первого звука, ведя указкой по схеме и задерживая указку в первой клеточке;
• дети вслед за взрослым произносят слово точно так же;
• затем взрослый называет первый звук так, как он слышится в слове (если слово «мак», то м);
• дети произносят звук вслед за взрослым, кладут фишку в первую клеточку;
• ведя указкой по схеме, взрослый интонационно выделяет второй звук, задерживая указку во второй клеточке (слово произносится каждый раз полностью), называет второй звук изолированно;
• дети произносят второй звук изолированно, дают характеристику звуку и выкладывают фишку во вторую клеточку;
• так же выделяется третий звук;
• когда будут выделены все звуки в слове, взрослый предлагает детям «прочитать» слово так, как движется указка по звуковой схеме.
Хорошо отработанное действие интонационного выделения звука в слове, когда ребенок последовательно движется от первого звука к последнему, является основой будущего грамотного, без пропусков письма.
Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить, что...
- Наша речь состоит из предложений.
- Предложение — это законченная мысль.
- Предложения состоят из слов.
- Слова состоят из звуков.
- Звук — то, что мы слышим и произносим.
- Буква — то, что пишем и читаем.
- Звук на письме обозначается буквой.
- Звуки бывают гласные и согласные.
Гласные звуки — звуки, которые можно петь голосом (выше-ниже), при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.
В русском языке шесть гласных звуков: А, У, О, И, Э, Ы
На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом.
Гласных букв — десять: шесть — А, У, О, И, Э, Ы — соответствуют звукам и четыре — йотированные, которые обозначают два звука: Я, Ю, Е-, Ё, (Я — ЙА, Ю — ЙУ, Е — ЙЭ, Ё — ЙО
• в начале слова (яма, юла);
• после гласного звука (маяк, заюшка);
•после мягкого и твердого знаков (семья, подъем)
В остальных случаях (после согласных) йотированные
гласные буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук:
Я — А, Ю — У, Е — Э, Ё — О (береза, мяч).
Согласные звуки — звуки, которые нельзя петь, т. е воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.
- Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на горло: глухие согласные звуки — голосовые связки не работают (горлышко не дрожит): К, П, С, Ф, X, Ц, Ч, Ш, Щ; звонкие согласные звуки — голосовые связки работают (горлышко дрожит): Б, В, Г, Д, Ж, ( Й, Л, М, Н, Р).
- Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух:
• согласные звуки, которые могут быть твердыми и мягкими: Б, В, Г, Д, 3, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, БЬ, ВЬ, ГЬ, ДЬ, ЗЬ, КЬ, ЛЬ, МЬ, НЬ, ПЬ, РЬ, CI ТЬ, ФЬ, ХЬ;
• всегда твердые согласные: Ж, Ш, Ц;
• всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.
Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом, мягкие — зеленым.
Подбирая слова для игр со звуками, следует помнить, что звонкие с гласные звуки оглушаются в конце слов (гриб) и перед глухими согласными (кружка).