Главная | Регистрация | Вход | RSS |
Сайт учителя-логопедаСвердловой Светланы Владимировны |
|
Звуковой анализ Под звуковым анализом слова понимается определение порядка следования звуков в слове, установление различительной роли звука, основных качественных характеристик звука. Проведение звукового анализа слова осуществляется следующим образом: • взрослый предлагает детям рассмотреть картинку-схему, которую демонстрирует детям на доске; просит назвать слово, которое будут анализировать; • дети «измеряют» слово, делают предположение, сколько звуков в нем; • взрослый произносит слово с интонационным выделением первого звука, ведя указкой по схеме и задерживая указку в первой клеточке; • дети вслед за взрослым произносят слово точно так же; • затем взрослый называет первый звук так, как он слышится в слове (если слово «мак», то м); • дети произносят звук вслед за взрослым, кладут фишку в первую клеточку; • ведя указкой по схеме, взрослый интонационно выделяет второй звук, задерживая указку во второй клеточке (слово произносится каждый раз полностью), называет второй звук изолированно; • дети произносят второй звук изолированно, дают характеристику звуку и выкладывают фишку во вторую клеточку; • так же выделяется третий звук; • когда будут выделены все звуки в слове, взрослый предлагает детям «прочитать» слово так, как движется указка по звуковой схеме. Хорошо отработанное действие интонационного выделения звука в слове, когда ребенок последовательно движется от первого звука к последнему, является основой будущего грамотного, без пропусков письма. Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить, что...- Наша речь состоит из предложений. - Предложение — это законченная мысль. - Предложения состоят из слов. - Слова состоят из звуков. - Звук — то, что мы слышим и произносим. - Буква — то, что пишем и читаем. - Звук на письме обозначается буквой. - Звуки бывают гласные и согласные. Гласные звуки — звуки, которые можно петь голосом (выше-ниже), при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды. В русском языке шесть гласных звуков: А, У, О, И, Э, Ы На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом. Гласных букв — десять: шесть — А, У, О, И, Э, Ы — соответствуют звукам и четыре — йотированные, которые обозначают два звука: Я, Ю, Е-, Ё, (Я — ЙА, Ю — ЙУ, Е — ЙЭ, Ё — ЙО • в начале слова (яма, юла); • после гласного звука (маяк, заюшка); •после мягкого и твердого знаков (семья, подъем) В остальных случаях (после согласных) йотированные гласные буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук: Я — А, Ю — У, Е — Э, Ё — О (береза, мяч). Согласные звуки — звуки, которые нельзя петь, т. е воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду. - Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на горло: глухие согласные звуки — голосовые связки не работают (горлышко не дрожит): К, П, С, Ф, X, Ц, Ч, Ш, Щ; звонкие согласные звуки — голосовые связки работают (горлышко дрожит): Б, В, Г, Д, Ж, ( Й, Л, М, Н, Р). - Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух: • согласные звуки, которые могут быть твердыми и мягкими: Б, В, Г, Д, 3, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, БЬ, ВЬ, ГЬ, ДЬ, ЗЬ, КЬ, ЛЬ, МЬ, НЬ, ПЬ, РЬ, CI ТЬ, ФЬ, ХЬ; • всегда твердые согласные: Ж, Ш, Ц; • всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ. Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом, мягкие — зеленым. Подбирая слова для игр со звуками, следует помнить, что звонкие с гласные звуки оглушаются в конце слов (гриб) и перед глухими согласными (кружка). |
|
Copyright MyCorp © 2024 |
Сайт управляется системой uCoz |